15:43 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Дважды вдовец, гениальный пейзажист, автор самой известной конфетной обёртки. Иван Шишкин

"Корабельная роща", 1898г.

"Корабельная роща", 1898г.

Творчество Ивана Шишкина сравнивают с музыкой Чайковского. Понятные и мощные картины излучают позитивную энергетику. Его полотна заливает безмятежный свет. Художник дарит зрителю радость. Но мало кто знает, какие испытания выпали на его долю. Шишкин писал солнце даже в самые тёмные минуты своей жизни.


Дела семейные

Иван Шишкин родился в 1832 году в купеческой семье. Их династии принадлежало первое промышленное предприятие города Елабуга. Завод занимался отливкой колоколов. Его отец Иван Васильевич торговал зерном. Старожилы рассказывали, что старший Шишкин был честным и неподкупным человеком. Его несколько раз избирали городским старостой. В семье купца детей было шестеро, но художественно одарён был только сын Ваня. И этот мальчик прославил род Шишкиных на весь мир.

"Парк в Павловске", 1889г.

"Парк в Павловске", 1889г.


Отцу было важно дать детям хорошее образование. Младшего Ивана отправили учиться в гимназию в Казань. В 16 лет юноша приехал в отчий дом на каникулы и заявил, что купцом он быть не хочет. Иван Шишкин мечтал стать художником. Семью эта новость не обрадовала, ведь к детскому увлечению рисованием никто не относился всерьёз. Папа позволил сыну продолжать заниматься живописью, но так же потребовал участия в делах семейных. Отец давал ему поручения, надеясь, что сын изменит решение. Шишкин-старший отправлял Ивана торговать зерном в соседние города. Начинающий художник и купец поневоле возвращался из путешествий с множеством этюдов. Но в финансовом отношении эти поездки не были успешными. Молодой человек приезжал с убытками! Его всюду обвешивали и обманывали, не было у юноши коммерческой жилки. Семья с этим фактом нехотя смирилась. Когда Ивану исполнилось 20 лет, родители отпустили его учиться.

"Отдых в лесу", 1865г.

"Отдых в лесу", 1865г.


Неприбыльный жанр. Упрямство

Он стал художником наперекор судьбе. Мало людей его поддерживали. Но молодой человек был одержим искусством. В 1856 году, успешно окончив училище ваяния и зодчества в Москве, поступил в главную кузницу творцов — императорскую академию художеств. Иван Шишкин больше всего любил работать с пейзажами. Но этот жанр считался неприбыльным. Преподаватели предлагали ему попробовать свои силы в написании портретов или исторических сюжетов. Но Иван Шишкин был упрям. И снова не думал о выгоде.

Он стремился изобразить природу во всем великолепии, и у него уже появился свой стиль и почерк. Но главное отличие Шишкина-пейзажиста в том, какую природу он пишет. До него художники охотно изображали эффектную и прихотливую природу Италии, а вот показать лицо русского леса, простор равнин и гладь могучих рек решается именно Иван Шишкин.

Студенческие приятели вспоминали, что Иван держался в стороне от шумных компаний, неловко, словно медведь, обращался с противоположным полом. Неделями питался хлебом и патокой и ходил в старых отцовских сапогах. Зато на пленэре за день нарабатывал очень много этюдов. Другие и за неделю не могли написать такое количество. В ученическую пору у него было много завистников. По окончанию учёбы Шишкин получил золотую медаль, и семья изменила мнение о его страсти к рисованию.

"Болото. Полесье", 1890г.

"Болото. Полесье", 1890г.


Успех

Карьера Шишкина развивалась стремительно: выставки офортов во Франции, персональная экспозиция в Германии, звание академика художеств, орден и всеобщее признание. В 34 года у Ивана Шишкина уже появился первый ученик — Федор Васильев. Молодого живописца Шишкин научит всему что знает сам. И передаст ему все тонкости и находки.

Живопись Шишкина шла вразрез с официально принятым искусством. Но картины передвижников вызывали огромный интерес у публики. Заинтересовался и Фёдор Третьяков. Коллекционер приобрёл работы художника для своей новой галереи. У Шишкина каждое дерево неповторимо. Конечно, это не скрылось от взгляда Третьякова.

"Полден. В окрестностях Москвы", 1869г.

"Полден. В окрестностях Москвы", 1869г.


Потери

На этюды Шишкин любил ездить, когда солнце в зените, а друзья за это называли его «художником полудня». Он женился на сестре своего ученика — Евгении Васильевой. Семейное счастье заливало его жизнь как солнце на картине «Полдень. В окрестностях Москвы». Но в безмятежной радости Шишкину выпало жить недолго. Через пять с половиной лет наступит череда горьких утрат. Судьба начнёт проверку великого русского художника на прочность.

"Перед зеркалом. За чтением письма",1870 г. На полотне изображена первая жена художника Евгения Васильева (Шишкина)

"Перед зеркалом. За чтением письма",1870 г. На полотне изображена первая жена художника Евгения Васильева (Шишкина)


Иван Шишкин потеряет сначала отца, потом от туберкулёза погибнут гениальный ученик Фёдор Васильев и любимая жена Евгения, а вслед за ними уйдут двое сыновей. Глава семейства останется один с дочкой Лидочкой на руках. Ему всего 40 лет. Второй брак с ученицей академии художеств Ольгой Лагодой тоже обернётся несчастьем. Она родит ему дочь Ксению, а через полтора года умрёт. Вдовец погрузится в работу.

"Рожь", 1878г.

"Рожь", 1878г.


В это трагическое время он продолжит писать солнечные пейзажи, словно наперекор судьбе. Одна из работ этого времени — знаменитая «Рожь». Но особую славу ему принесла картина «Утро в сосновом бору». Вписать в привычный лесной пейзаж медвежью семью Шишкину предложил друг Пётр Савицкий. Её растиражировали. Печатали на обложках журналов и календарей. Репродукции и копии украшали почти каждый дом. Ещё при жизни художника московская кондитерская фабрика запустила в продажу шоколадные конфеты «Мишка косолапый».

"Утро в сосновом бору", 1889г.

"Утро в сосновом бору", 1889г.


Шишкин будет работать над пейзажами до последнего вздоха. 8 (20) марта 1898 года он умрёт за мольбертом, погружённый в создание новой картины.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200818/40186/

"Корабельная роща", 1898г.

"Корабельная роща", 1898г.

Творчество Ивана Шишкина сравнивают с музыкой Чайковского. Понятные и мощные картины излучают позитивную энергетику. Его полотна заливает безмятежный свет. Художник дарит зрителю радость. Но мало кто знает, какие испытания выпали на его долю. Шишкин писал солнце даже в самые тёмные минуты своей жизни.


Дела семейные

Иван Шишкин родился в 1832 году в купеческой семье. Их династии принадлежало первое промышленное предприятие города Елабуга. Завод занимался отливкой колоколов. Его отец Иван Васильевич торговал зерном. Старожилы рассказывали, что старший Шишкин был честным и неподкупным человеком. Его несколько раз избирали городским старостой. В семье купца детей было шестеро, но художественно одарён был только сын Ваня. И этот мальчик прославил род Шишкиных на весь мир.

"Парк в Павловске", 1889г.

"Парк в Павловске", 1889г.


Отцу было важно дать детям хорошее образование. Младшего Ивана отправили учиться в гимназию в Казань. В 16 лет юноша приехал в отчий дом на каникулы и заявил, что купцом он быть не хочет. Иван Шишкин мечтал стать художником. Семью эта новость не обрадовала, ведь к детскому увлечению рисованием никто не относился всерьёз. Папа позволил сыну продолжать заниматься живописью, но так же потребовал участия в делах семейных. Отец давал ему поручения, надеясь, что сын изменит решение. Шишкин-старший отправлял Ивана торговать зерном в соседние города. Начинающий художник и купец поневоле возвращался из путешествий с множеством этюдов. Но в финансовом отношении эти поездки не были успешными. Молодой человек приезжал с убытками! Его всюду обвешивали и обманывали, не было у юноши коммерческой жилки. Семья с этим фактом нехотя смирилась. Когда Ивану исполнилось 20 лет, родители отпустили его учиться.

"Отдых в лесу", 1865г.

"Отдых в лесу", 1865г.


Неприбыльный жанр. Упрямство

Он стал художником наперекор судьбе. Мало людей его поддерживали. Но молодой человек был одержим искусством. В 1856 году, успешно окончив училище ваяния и зодчества в Москве, поступил в главную кузницу творцов — императорскую академию художеств. Иван Шишкин больше всего любил работать с пейзажами. Но этот жанр считался неприбыльным. Преподаватели предлагали ему попробовать свои силы в написании портретов или исторических сюжетов. Но Иван Шишкин был упрям. И снова не думал о выгоде.

Он стремился изобразить природу во всем великолепии, и у него уже появился свой стиль и почерк. Но главное отличие Шишкина-пейзажиста в том, какую природу он пишет. До него художники охотно изображали эффектную и прихотливую природу Италии, а вот показать лицо русского леса, простор равнин и гладь могучих рек решается именно Иван Шишкин.

Студенческие приятели вспоминали, что Иван держался в стороне от шумных компаний, неловко, словно медведь, обращался с противоположным полом. Неделями питался хлебом и патокой и ходил в старых отцовских сапогах. Зато на пленэре за день нарабатывал очень много этюдов. Другие и за неделю не могли написать такое количество. В ученическую пору у него было много завистников. По окончанию учёбы Шишкин получил золотую медаль, и семья изменила мнение о его страсти к рисованию.

"Болото. Полесье", 1890г.

"Болото. Полесье", 1890г.


Успех

Карьера Шишкина развивалась стремительно: выставки офортов во Франции, персональная экспозиция в Германии, звание академика художеств, орден и всеобщее признание. В 34 года у Ивана Шишкина уже появился первый ученик — Федор Васильев. Молодого живописца Шишкин научит всему что знает сам. И передаст ему все тонкости и находки.

Живопись Шишкина шла вразрез с официально принятым искусством. Но картины передвижников вызывали огромный интерес у публики. Заинтересовался и Фёдор Третьяков. Коллекционер приобрёл работы художника для своей новой галереи. У Шишкина каждое дерево неповторимо. Конечно, это не скрылось от взгляда Третьякова.

"Полден. В окрестностях Москвы", 1869г.

"Полден. В окрестностях Москвы", 1869г.


Потери

На этюды Шишкин любил ездить, когда солнце в зените, а друзья за это называли его «художником полудня». Он женился на сестре своего ученика — Евгении Васильевой. Семейное счастье заливало его жизнь как солнце на картине «Полдень. В окрестностях Москвы». Но в безмятежной радости Шишкину выпало жить недолго. Через пять с половиной лет наступит череда горьких утрат. Судьба начнёт проверку великого русского художника на прочность.

"Перед зеркалом. За чтением письма",1870 г. На полотне изображена первая жена художника Евгения Васильева (Шишкина)

"Перед зеркалом. За чтением письма",1870 г. На полотне изображена первая жена художника Евгения Васильева (Шишкина)


Иван Шишкин потеряет сначала отца, потом от туберкулёза погибнут гениальный ученик Фёдор Васильев и любимая жена Евгения, а вслед за ними уйдут двое сыновей. Глава семейства останется один с дочкой Лидочкой на руках. Ему всего 40 лет. Второй брак с ученицей академии художеств Ольгой Лагодой тоже обернётся несчастьем. Она родит ему дочь Ксению, а через полтора года умрёт. Вдовец погрузится в работу.

"Рожь", 1878г.

"Рожь", 1878г.


В это трагическое время он продолжит писать солнечные пейзажи, словно наперекор судьбе. Одна из работ этого времени — знаменитая «Рожь». Но особую славу ему принесла картина «Утро в сосновом бору». Вписать в привычный лесной пейзаж медвежью семью Шишкину предложил друг Пётр Савицкий. Её растиражировали. Печатали на обложках журналов и календарей. Репродукции и копии украшали почти каждый дом. Ещё при жизни художника московская кондитерская фабрика запустила в продажу шоколадные конфеты «Мишка косолапый».

"Утро в сосновом бору", 1889г.

"Утро в сосновом бору", 1889г.


Шишкин будет работать над пейзажами до последнего вздоха. 8 (20) марта 1898 года он умрёт за мольбертом, погружённый в создание новой картины.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200818/40186/

 
15:31 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Живые портреты Кристиана Сейболда — художника, биография которого затерялась в глубине веков

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагмент. Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагмент. Автор: Кристиан Сейболд.

К сожалению, история распорядилась так, что о жизни некоторых художников до нашего времени практически не дошло никаких сведений. Зато о них красноречиво свидетельствуют их живописные шедевры, написанные много веков тому назад. И нужно заметить, что они еще будут говорить о своих создателях не одно грядущее столетие. Один из таких чудо-мастеров жил и творил в первой половине XVIII века. А имя его — Кристиан Сейболд.


О художнике


Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Художник Кристиан Сейболд (Christian Seybold) (1690-1768) — австрийский портретист немецкого происхождения, о детстве и юности которого практически ничего не известно. Историки достоверно констатируют лишь то, что его отец был родом из немецкого города Оберурзеля, что в прусской провинции..., да и то, что Кристиан был одним из 11 детей большого семейства.

Портрет мальчика. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мальчика. Автор: Кристиан Сейболд.


Юношеские годы художник провел в городе Зоден, где предположительно и получил начальное художественное образование, хотя по сведениям некоторых источников Кристиан был самоучкой. В 20-летнем возрасте юноша переехав в Вену и женился, но,увы, не сложилось его семейное счастье. Не прошло и двух лет как умерла любимая супруга, а женившись еще раз, художник похоронил и вторую жену, которая умерла при родах вместе с ребенком.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Все свое творчество Кристиан посвятил написанию удивительно реалистичных портретов. В 52-летнем возрасте художник был назначен придворным живописцем короля Августа III и уехал жить в Дрезден. Пройдет еще семь лет, и художника пригласят в Вену на должность придворного живописца при дворе эрцгерцогини Австрии, королевы Венгрии и супруги Франца I Стефана Лотарингского — Марии Терезии, заботившейся о процветании различных наук и искусств. К слову, во время своего правления она учредила несколько университетов и академий и положила начало образованию простого народа. В том же году Сейболду была оказана честь стать членом Венской Академии художеств.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Потрясающая манера написания натуралистических портретов Кристиана, была выработана художником под влиянием живописцев того времени – портретистов Бальтазара Деннера и Яна Купецкого. Она полностью отличалась от манеры, в которой работали придворные художники тех времен, явно идеализировавшие тех, кто щедро платил за свои изображения художникам.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе»


«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Автор: Кристиан Сейболд.


Одним из самых впечатляющих женских портретов в мировой живописи кисти Сейболда является полотно «Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Вглядевшись в глаза этой женщины, видим сколько в них живости и интеллекта! По всей вероятности она была очень красива, приятна и умна в молодые годы.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагменты. Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагменты. Автор: Кристиан Сейболд.


Из-за тщательно прописанных мелких деталей, таких как волосы и морщины, считается, что художник использовал в своей работе увеличительное стекло.

Творческое наследие художника.


Портрет пожилой дамы. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет пожилой дамы. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет пожилой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет пожилой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет старой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет старой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


В наши дни работы художника находятся в коллекциях Лувра, Галереи Бельведер в Вене, Дрезденской галереи, национального музея в Нюрнберге, государственного музея Майнца, музея изобразительных искусств Лихтенштейна, а также в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Автопортрет в старости. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет в старости. Автор: Кристиан Сейболд.


И что примечательно, картины Кристиана Сейболда в Эрмитаж попали благодаря прусскому дипломату и арт-дилеру, торговавшему шелком и фарфором — Яну Гоцковскому, который продал Екатерине Великой 317 картин европейских художников, положивших начало коллекции Эрмитажа. Но, к сожалению, большая часть из них была утеряна или вывезена в качестве военных трофеев.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290818/40277

Метки: портреты забытого в веках художника
 
15:27 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Живые портреты Кристиана Сейболда — художника, биография которого затерялась в глубине веков

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагмент. Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагмент. Автор: Кристиан Сейболд.

К сожалению, история распорядилась так, что о жизни некоторых художников до нашего времени практически не дошло никаких сведений. Зато о них красноречиво свидетельствуют их живописные шедевры, написанные много веков тому назад. И нужно заметить, что они еще будут говорить о своих создателях не одно грядущее столетие. Один из таких чудо-мастеров жил и творил в первой половине XVIII века. А имя его — Кристиан Сейболд.


О художнике


Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Художник Кристиан Сейболд (Christian Seybold) (1690-1768) — австрийский портретист немецкого происхождения, о детстве и юности которого практически ничего не известно. Историки достоверно констатируют лишь то, что его отец был родом из немецкого города Оберурзеля, что в прусской провинции..., да и то, что Кристиан был одним из 11 детей большого семейства.

Портрет мальчика. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мальчика. Автор: Кристиан Сейболд.


Юношеские годы художник провел в городе Зоден, где предположительно и получил начальное художественное образование, хотя по сведениям некоторых источников Кристиан был самоучкой. В 20-летнем возрасте юноша переехав в Вену и женился, но,увы, не сложилось его семейное счастье. Не прошло и двух лет как умерла любимая супруга, а женившись еще раз, художник похоронил и вторую жену, которая умерла при родах вместе с ребенком.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Все свое творчество Кристиан посвятил написанию удивительно реалистичных портретов. В 52-летнем возрасте художник был назначен придворным живописцем короля Августа III и уехал жить в Дрезден. Пройдет еще семь лет, и художника пригласят в Вену на должность придворного живописца при дворе эрцгерцогини Австрии, королевы Венгрии и супруги Франца I Стефана Лотарингского — Марии Терезии, заботившейся о процветании различных наук и искусств. К слову, во время своего правления она учредила несколько университетов и академий и положила начало образованию простого народа. В том же году Сейболду была оказана честь стать членом Венской Академии художеств.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет. Автор: Кристиан Сейболд.


Потрясающая манера написания натуралистических портретов Кристиана, была выработана художником под влиянием живописцев того времени – портретистов Бальтазара Деннера и Яна Купецкого. Она полностью отличалась от манеры, в которой работали придворные художники тех времен, явно идеализировавшие тех, кто щедро платил за свои изображения художникам.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе»


«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Автор: Кристиан Сейболд.


Одним из самых впечатляющих женских портретов в мировой живописи кисти Сейболда является полотно «Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Вглядевшись в глаза этой женщины, видим сколько в них живости и интеллекта! По всей вероятности она была очень красива, приятна и умна в молодые годы.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагменты. Автор: Кристиан Сейболд.

«Портрет пожилой женщины в зеленом шарфе». Фрагменты. Автор: Кристиан Сейболд.


Из-за тщательно прописанных мелких деталей, таких как волосы и морщины, считается, что художник использовал в своей работе увеличительное стекло.

Творческое наследие художника.


Портрет пожилой дамы. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет пожилой дамы. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет девочки. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет пожилой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет пожилой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет старой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет старой женщины. Автор: Кристиан Сейболд.


Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.

Портрет мужчины. Автор: Кристиан Сейболд.


В наши дни работы художника находятся в коллекциях Лувра, Галереи Бельведер в Вене, Дрезденской галереи, национального музея в Нюрнберге, государственного музея Майнца, музея изобразительных искусств Лихтенштейна, а также в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Автопортрет в старости. Автор: Кристиан Сейболд.

Автопортрет в старости. Автор: Кристиан Сейболд.


И что примечательно, картины Кристиана Сейболда в Эрмитаж попали благодаря прусскому дипломату и арт-дилеру, торговавшему шелком и фарфором — Яну Гоцковскому, который продал Екатерине Великой 317 картин европейских художников, положивших начало коллекции Эрмитажа. Но, к сожалению, большая часть из них была утеряна или вывезена в качестве военных трофеев.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290818/40277

 
08:32 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!



Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.



Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

 
08:30 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!



Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.



Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

 
08:25 24.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании Источник:

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Залы Третьяковской галереи, хранящие секреты своих обитательниц.

Общественный интерес к скандальным историям в какой-либо сфере жизни во все времена был чрезмерно велик. Увы, так устроены люди. Там где пахнет жареным — туда все внимание. Не обошли стороной такие истории и русскую живопись конца 19 и начала 20 века. По крайней мере несколько случаев достаточно громко погремели на всю Москву. Однако даже самые грандиозные скандалы со временем утихали, а полотна, спровоцировавшие их, продолжали жить, да и до сих пор живут своей жизнью, украшают стены галереи и привлекают публику своими пикантными историями.


Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство


Фаина Шевченко - актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.

Фаина Шевченко — актриса. / Русский художник Борис Кустодиев.


В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

 Фаина Шевченко - актриса Московского художественного театра.

Фаина Шевченко — актриса Московского художественного театра.


Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром...Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». (1915 год). Автор: Борис Кустодиев.


Но обо всем по-порядку... Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек»... все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.

«Красавица». Фрагмент. Автор: Борис Кустодиев.


Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Фаина Шевченко - актриса, лауреат двух Сталинских премий.

Фаина Шевченко — актриса, лауреат двух Сталинских премий.


Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!

Читайте также: Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Без разрешения


Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.

Художник Василий Пукирев. / Купец Сергей Варенцов.


В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.

«Неравный брак». Фрагменты. (1962 год). Автор: Василий Пукирев.


В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1961 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.

Читайте также:Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть перед свадьбой женихам в летах.

Охотник-рогоносец


Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

 «Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.

«Охотники на привале». (1871 год.) Автор: Василий Перов.


Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

Читайте также: «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова.

Доктор Кувшинников.

Доктор Кувшинников.


И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Портрет С.П. Кувшинниковой.

Портрет С. П. Кувшинниковой.


Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова. / Исаак Левитан.


Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя...

Метки: секреты Третьяковки
 
12:16 23.09.2018
Инна Ващенко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Филигрань и скань

.

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Метки: искусство, АЯТ, распространение, филигрань, история появления
 
10:44 19.09.2018
Анастасия Бузько опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Из чего состоит опера

Поп-музыка, рок, рэп — все это существует с презумпцией того, что для пения (отнесем к нему и рэп для наглядности) абы какие слова не подойдут: нужен текст, который хорошо ложится на музыку, соответствующим образом ритмически организованный, очень часто рифмованный и вдобавок строфически выстроенный. Иными словами, без поэзии пения вроде как и не бывает, и даже всякое «мой номер двести сорок пять, на телогреечке печать» — и оно стремится туда же, к той олицетворенной всевозможными аэдами, скальдами и прочая парадигме, которой черт знает сколько тысяч лет. Вокальная музыка — первородный и самый естественный способ существования поэзии. Поэтический текст — нормальный и даже нормативный словесный «контент» для музыки.

Опера при всем своем консерватизме в этом смысле оказывается куда более отважной, чем массовая культура. Оперы, написанные на сплошь прозаический текст, не просто «встречаются» или «бывают» — их десятки и десятки, причем в это число входят и популярные, хитовые или, во всяком случае, широко известные названия. «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Война и мир» Прокофьева, «Воццек» Берга, «Билли Бадд» Бриттена, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и много чего еще.

Как легко заметить, все эти оперы были написаны в течение последних ста с лишним лет. Отречение от такой извечной скрепы, как безраздельное господство поэзии в оперных либретто (разговорные вставки не в счет), действительно случилось только в последние десятилетия XIX века. Подступы были заметны и раньше. Еще в 1850-е Верди грозился очередным заказчикам написать оперу на прозаическое либретто — грозился скорее в шутку, но заказчиков всерьез перепугал. Сам Верди эту угрозу не осуществил (Италия, первооткрывательница идей и оперной музыки, и оперного либретто, в этом отношении оказалась в целом чуть более консервативной). Но вообще в конце 1860-х и в 1870-е за эксперименты с прозаическим текстом берутся оперные композиторы очень разных вкусов, взглядов, эстетических предпочтений — например, оказались в их числе и Мусоргский, и Гуно. И это было не формалистическое новаторство ради новаторства, а просто реакция на то, что музыка страшно далеко ушла по сложности, богатству, образности, по гармоническому, идейному, тембровому арсеналу от ситуации барочных времен. После Вагнера рабски следовать в оперной мелодике (все-таки не романс и не песенка) просодии стихотворного текста было уже несколько нелепо. А вот прозаическая речь, организованная разнообразно и прихотливо, естественная, нестесненная, интонационно гибкая, представлялась композиторам, по выражению того же Гуно, «неистощимыми залежами возможностей».

Разумеется, это была речь не газетной заметки и не уличной торговки. Главный импульс к появлению оперы с прозаическим либретто — то, что перед композитором лежал готовый текст с самостоятельной и, как правило, счастливой судьбой: роман, повесть или драма. Отчасти читательское восхищение композитора, отчасти эта самая счастливая судьба и вызывали к жизни оперную адаптацию литературного опуса. Такое бывало и раньше — иначе бы не видать нам ни «Лючии ди Ламмермур», вдохновленной Вальтером Скоттом, ни «Травиаты», вдохновленной Дюма-сыном. Но просто раньше царило убеждение, что проза, даже славная, слишком нескладна, низка, груба для оперной сцены, а потому ее обязательно нужно версифицировать, предусмотрев удобные тексты для речитативов и арий. А потом это убеждение довольно быстро отжило свое — вместе со многими другими художественными постулатами, которые к концу XIX века стремительно превращались в анахронизм.

Только не стоит увлекаться, видя в соединении оперной музыки и нестихотворного текста исключительно достижение модерна и модернизма. В конце концов, была же и церковная музыка, которая в XIX веке, положим, начала себя мыслить как нечто совершенно автономное со своей сугубо «духовной» эстетикой — но прежде того вот совсем не чуралась оперной эстетики и оперных приемов. А тексты там понятно какие: привычная нам силлабо-тоническая поэзия присутствовала, конечно, в протестантском богослужении, но в богослужении католическом стихотворных богослужебных текстов было на порядок больше; песнопения мессы, антифоны, респонсории и особенно псалмы — это тоже, конечно, поэзия, однако совсем не того свойства, что «Куда, куда вы удалились...» И ничего: совсем не стало меньше из-за этого прекрасных и вполне оперных по складу арий в псалмах Вивальди или в мессах Моцарта, Гайдна, Бетховена, не говоря уже о множестве менее известных композиторов. Или в «Мессии» и «Израиле в Египте» Генделя, где попурри из библейских цитат тоже никакой версификации не подвергалось.

Для первых «прозаических» опер вроде «Пеллеаса и Мелизанды» критики придумали даже как будто осуждающий термин — Literaturoper, «литературная опера». Отчасти это было довольно метко: слово это ненароком отмечало, что отвлеченно-условные сюжеты для новых опер становятся неудобными, а вот использовать уже хорошо известное литературное произведение — верный способ привлечь к новой опере внимание публики. Но, если по правде, опера и без того как была, так и остается фундаментально связанной с новоевропейской словесностью: это трансформирующаяся от поколения к поколению эстетика большой литературы определяла многое в образности оперного зрелища прежде и продолжает сказываться в современных интерпретациях опер — и поэтических, и прозаических.

Метки: опера, АЯТ(искусство)
<< назад вперед >>
Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
RSS yoka
Войти